Постановление Правительства РД от 20.03.2013 N 142 "Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Республике Дагестан в 2013 году и на период до 2020 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2013 г. № 142

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
В 2013 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Республике Дагестан в 2013 году и на период до 2020 года (далее - Комплекс мер).
2. Министерству образования и науки Республики Дагестан утвердить план реализации мероприятий Комплекса мер в общеобразовательных учреждениях.
3. Определить Министерство образования и науки Республики Дагестан уполномоченным органом по взаимодействию с Министерством образования и науки Российской Федерации по вопросам реализации Комплекса мер.
4. Министерству финансов Республики Дагестан, Министерству образования и науки Республики Дагестан уточнять размеры средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Дагестан на финансирование мероприятий, связанных с реализацией Комплекса мер.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
М.МЕДЖИДОВ





Утвержден
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 20 марта 2013 г. № 142

КОМПЛЕКС МЕР
ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В 2013 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

1. Текущее состояние системы общего образования
в Республике Дагестан

В настоящее время в Республике Дагестан 1578 общеобразовательных учреждений, в которых обучаются 368977 человек. Из общего числа общеобразовательных учреждений в сельской местности расположено 1368 с количеством обучающихся 219507 человек, в городской местности - 210 школ с количеством обучающихся в них 149470 человек. Численность учителей в общеобразовательных учреждениях республики составляет 40793 человека.
Состояние общеобразовательных учреждений республики характеризуется следующими показателями:
здания 550 школ являются типовыми (33,7 проц.);
здания 168 школ находятся в аварийном состоянии (10,6 проц.);
здания 244 школ находятся в ветхом состоянии (14,9 проц.);
437 школ размещены в приспособленных зданиях (26,7 проц.);
25 школ размещены в арендованных помещениях (1,5 проц.);
149 школ размещены в сборно-щитовых помещениях (9,1 проц.);
671 школа нуждается в капитальном ремонте (42,5 проц.).
В республике остро стоит проблема нехватки посадочных мест в образовательных учреждениях: 744 школы республики (47,1 проц.) работают в двухсменном режиме, количество учащихся в них составляет 96423 человека (26,1 проц.), что на 12,1 проц. больше среднеотраслевого показателя по Российской Федерации (14 проц.). На 1 января 2012 года 22 школы (1,3 проц.) работали в трехсменном режиме, количество учащихся в них - 3091 человек (0,8 проц.). К 1 сентября количество школ, работающих в трехсменном режиме, удалось снизить до 12. Для организации обучения в односменном режиме необходимо создать 112 тысяч ученических мест. На эти цели необходимы капиталовложения в сумме 125934,1 млн. рублей.
Для дальнейшего развития отрасли образования республики в первую очередь следует строить и реконструировать учреждения образования, развивать их материально-техническую базу в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Так, необходимо построить 801 общеобразовательное учреждение на 188732 ученических места.
В настоящее время в рамках республиканской инвестиционной программы осуществляется строительство 87 школ. В 2012 году введено в эксплуатацию 16 школ на 6669 ученических мест.

2. Анализ реализации Комплекса мер по модернизации
общего образования в Республике Дагестан в 2011 году
и Комплекса мер по модернизации системы общего
образования в Республике Дагестан в 2012 году

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" постановлениями Правительства Республики Дагестан были утверждены Комплекс мер по модернизации общего образования в Республике Дагестан в 2011 году и Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Республике Дагестан в 2012 году (далее - Комплекс мер в 2011 году и Комплекс мер в 2012 году). Кроме того, распоряжением Правительства Республики Дагестан от 21 июня 2011 г. № 133-р образован Межведомственный совет по реализации проекта модернизации системы общего образования в Республике Дагестан.
Реализация Комплекса мер в 2011 году и Комплекса мер в 2012 году позволила достичь следующих значений:

Значения показателей
результативности предоставления субсидий
Республике Дагестан в 2011 году


№ Наименование показателя результативности Значения
предоставления субсидии показателя
результативности
предоставления
субсидии

план. факт.

1 2 3 4

1. Соотношение среднемесячной заработной платы 100,0 104,55
учителей в Республике Дагестан за IV квартал
2011 г. и среднемесячной, по данным Федеральной
службы государственной статистики, заработной
платы работников в целом по экономике Республики
Дагестан за I квартал 2011 г. (процентов)

2. Доля школьников, обучающихся по федеральным 10,2 10,2
государственным образовательным стандартам, в
общей численности школьников (процентов)

2.1. Начальное общее образование (процентов) 26,3 26,3

2.2. Основное общее образование (процентов) 0 0

2.3. Среднее (полное) общее образование (процентов) 0 0

3. Доля учителей, получивших в установленном порядке 9,5 9,5
первую, высшую квалификационную категорию и
подтверждение соответствия занимаемой должности,
в общей численности учителей (процентов)

4. Доля учителей и руководителей общеобразовательных 22,9 22,9
учреждений, прошедших повышение квалификации и
профессиональную переподготовку для работы в
соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами, в общей численности
учителей (процентов)

5. Доля общеобразовательных учреждений, 1,0 1,0
осуществляющих дистанционное обучение
обучающихся, в общей численности
общеобразовательных учреждений (процентов)

6. Динамика снижения потребления по всем видам положи- положи-
топливно-энергетических ресурсов тельная тельная


Значения показателей
результативности предоставления субсидии
Республике Дагестан в 2012 году


№ Наименование показателя результативности Значения
предоставления субсидии показателя
результативности
предоставления
субсидии

план. факт.

1 2 3 4

1. Соотношение среднемесячной заработной платы 100,0 100,0
учителей в Республике Дагестан за IV квартал
текущего года и среднемесячной, по данным
Федеральной службы государственной статистики,
заработной платы работников в целом по экономике
Республики Дагестан в прошлом году (процентов)

2. Доля школьников, обучающихся по федеральным 19,5 19,5
государственным образовательным стандартам, в
общей численности школьников (процентов)

2.1. Начальное общее образование (процентов) 50,9 50,9

2.2. Основное общее образование (процентов) 0,15 0,15

2.3. Среднее полное общее образование (процентов) 0 0

3. Доля учителей, получивших в установленном порядке 8 8
первую и высшую квалификационные категории и
подтверждение соответствия занимаемой должности,
в общей численности учителей

4. Доля руководителей и учителей общеобразовательных 24 24
учреждений, прошедших повышение квалификации и
(или) профессиональную переподготовку для работы
в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами, в общей численности
руководителей и учителей общеобразовательных
учреждений

5. Доля общеобразовательных учреждений, 3 3
осуществляющих дистанционное обучение
обучающихся, в общей численности
общеобразовательных учреждений (процентов)

6. Динамика снижения потребления по всем видам положи- положи-
топливно-энергетических ресурсов тельная тельная


В Республике Дагестан 86,7 проц. общеобразовательных учреждений расположено в сельской местности, при этом на начало 2012 года доля малокомплектных школ составляла 19 проц. от общего числа. Реализация Комплекса мер в 2011 году и Комплекса мер в 2012 году позволила достичь значительных результатов в вопросах оптимизации сети общеобразовательных учреждений. За последние два года количество малокомплектных школ удалось сократить более чем на 80 учреждений, в том числе за счет присоединения их к крупным базовым школам, созданным в рамках проекта по модернизации системы общего образования. Это позволило снизить неэффективные расходы в отрасли и направить высвободившиеся средства на повышение заработной платы работников образовательных учреждений.
В целом на повышение заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и соблюдения условий соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Дагестан из республиканского бюджета Республики Дагестан в 2012 году выделено 1386,0 млн. рублей. Рост размера заработной платы педагогических работников осуществлялся за счет увеличения должностных окладов (ставок заработной платы), при этом объем стимулирующих выплат составляет не менее 33 процентов. За последние четыре года реальный доход педагогических работников школ Республики Дагестан, по данным Федеральной службы государственной статистики, вырос на 100 проц., кроме того, во всех образовательных учреждениях с 1 сентября 2009 года введена новая система оплаты труда.
Стоит отметить, что в прошлые годы в республике не уделялось должного внимания вопросам оценки качества образования. В соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации, по результатам оценки эффективности использования субсидий в Республике Дагестан в 2011-2012 годах были приняты меры по формированию и развитию регионального механизма оценки качества образования. Была поставлена задача - создать организационные условия, разработать нормы и правила, позволяющие обеспечивать сбор объективной, достоверной, стандартизированной информации, организовать оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений, включая качество имеющихся ресурсов, качества образовательных программ, с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
В течение года был образован Центр оценки качества образования и сформирована нормативно-правовая основа для создания системы оценки качества образования.
В соответствии с определенным набором показателей в региональных мероприятиях по внешней оценке качества образования приняли участие 1540 руководителей образовательных учреждений, 3490 учителей, 5820 родителей и 2750 учащихся. По итогам экспертизы 29 проц. учащихся показали высокий программный уровень сформированности предметных знаний и метапредметных умений, 50 проц. - средний базовый уровень и 21 проц. - низкий базовый уровень. Опрос родителей выявил как успешные направления в реализации федерального государственного образовательного стандарта, так и определенные зоны риска, например: 63 проц. родителей указали, что их дети не посещают образовательные учреждения дополнительного образования (в том числе музыкальные школы, спортивно-оздоровительные учреждения), 34 проц. родителей не принимали участие в выборе видов внеурочной деятельности своих детей, 25 проц. родителей не знают и 29 проц. затрудняются в объяснении сути проектной деятельности. При этом 77 проц. родителей считают, что в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования методы обучения и воспитательного воздействия, применяемые педагогами школы по отношению к учащимся, позволяют достичь положительных результатов, 78 проц. родителей полагают, что учителя учитывают индивидуальные особенности их детей, 90 проц. родителей заявили, что школа привлекает их детей, потому что в ней стало интересно учиться.
Республика в течение нескольких последних лет принимает участие в международных исследованиях качества математического и естественно-научного образования TIMSS и образовательных достижений учащихся PISA.
За годы реализации комплексов мер 46,9 проц. руководителей и учителей общеобразовательных учреждений прошли повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Если раньше в республике повышение квалификации осуществлялось только на базе Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров, то за годы реализации Комплекса мер в 2011 году и Комплекса мер в 2012 году к предоставлению услуг в этой области подключились федеральные учреждения высшего профессионального образования, расположенные в республике, в частности Дагестанский государственный университет и Дагестанский государственный педагогический университет. Кроме того, педагоги республики проходили повышение квалификации и в городах Москве и Ростове.
Дагестанским институтом повышения квалификации педагогических кадров на территории республики были созданы 92 стажировочные площадки, на базе которых проходили курсы повышения квалификации по федеральным государственным образовательным стандартам.
В рамках соглашений, заключенных между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Дагестан, на реализацию Комплекса мер в 2011 году выделена субсидия в размере 952419,0 тыс. рублей, Комплекса мер в 2012 году - в размере 2955691,0 тыс. рублей.

Объемы финансирования
мероприятий Комплекса мер в 2012 году, тыс. руб.


№ Наименование мероприятия Всего В том числе

федеральный бюджет бюджет Республики
(субсидия) Дагестан

план. факт. план. факт. план. факт.

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Приобретение оборудования, 1782746,0 1782746,0 1707746,0 1707746,0 75000,0 75000,0
в том числе:

1.1. Учебно-лабораторное 853684,4 853684,4 853684,4 853684,4 0,00 0,00
оборудование

1.2. Учебно-производственное 86573,0 86573,0 86573,0 86573,0 0,00 0,00
оборудование

1.3. Спортивное оборудование для 136370,0 136370,0 136370,0 136370,0 0,00 0,00
общеобразовательных
учреждений

1.4. Спортивный инвентарь для 10440,0 10440,0 10440,0 10440,0 0,00 0,00
общеобразовательных
учреждений

1.5. Компьютерное оборудование 423470,0 423470,0 348470,0 348470,0 75000,0 75000,0

1.6. Оборудование для организации 48507,0 48507,0 48507,0 48507,0 0,00 0,00
медицинского обслуживания
обучающихся

1.7. Оборудование для школьных 217995,0 217995,0 217995,0 217995,0 0,00 0,00
столовых

1.8. Оборудование для проведения 5706,6 5706,6 5706,6 5706,6 0,00 0,00
государственной (итоговой)
аттестации обучающихся

2. Приобретение транспортных 151122,0 151122,0 151122,0 151122,0 0,00 0,00
средств для перевозки
обучающихся

3. Пополнение фондов школьных 274900,0 274900,0 204900,0 204900,0 70000,0 70000,0
библиотек

4. Развитие школьной 223095,0 223095,0 223095,0 223095,0 0,000 0,000
инфраструктуры (текущий
ремонт с целью обеспечения
выполнения требований к
санитарно-бытовым условиям и
охране здоровья обучающихся,
а также с целью подготовки
помещений для установки
оборудования)

5. Повышение квалификации, 84859,00 84856,49 74296,0 74293,49 10563,0 10563,0
профессиональная
переподготовка руководителей
общеобразовательных
учреждений и учителей

6. Модернизация 95604,00 95604,0 95604,0 95604,0 0,000 0,000
общеобразовательных
учреждений путем организации
в них дистанционного
обучения для обучающихся,
в том числе:

6.1. Увеличение пропускной 43859,00 43859,0 43859,0 43859,0 0,000 0,000
способности и оплата
интернет-трафика

6.2. Обновление программного 51745,00 51745,0 51745,0 51745,0 0,000 0,000
обеспечения и приобретение
электронных образовательных
ресурсов

7. Осуществление мер, 33900,00 33900,0 33900,0 33900,0 0,000 0,000
направленных на
энергосбережение в системе
общего образования

8. Проведение капитального 465028,00 465028,0 465028,0 465028,0 0,000 0,000
ремонта зданий
общеобразовательных
учреждений

9. Проведение реконструкции 0,000 0,000 0,00 0,00 0,000 0,000
зданий общеобразовательных
учреждений

Итого 3111254,0 3111251,49 2955691,0 2955688,49 155563,0 155563,0


Комплекс мер в 2012 году был реализован в соответствии с утвержденным перечнем мероприятий, и отклонений от запланированных параметров финансирования не возникло. В связи с этим были достигнуты все целевые показатели, запланированные на 2012 год.
Средства из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию Комплекса мер 2011 года и Комплекса мер 2012 года были обеспечены за счет реализации республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015 годы", утвержденной Законом Республики Дагестан от 8 февраля 2011 года № 13.
В ходе реализации Комплекса мер в 2011 году и Комплекса мер в 2012 году:
удалось значительно укрепить материально-техническую базу общеобразовательных учреждений, в которые поставлено:
1150 комплектов учебно-лабораторного оборудования;
16000 единиц компьютерной техники;
360 комплектов оборудования для организации медицинского обслуживания обучающихся;
370 комплектов оборудования для школьных столовых;
418 комплектов спортивного оборудования и инвентаря;
96 единиц транспортных средств для подвоза обучающихся;
около 2 млн. единиц учебников и учебной литературы;
капитальный ремонт всех общеобразовательных школ-интернатов;
создано 28 базовых школ;
на базе 64 школ организовано дистанционное обучение;
проведен капитальный ремонт 50 общеобразовательных учреждений, в том числе всех школ-интернатов, и текущий ремонт 200 общеобразовательных учреждений;
в общеобразовательных учреждениях проведены капитальный ремонт, мероприятия, направленные на обеспечение энергосбережения.
Ежегодно в республике вводится около 15 новых общеобразовательных учреждений, которые в рамках реализации Комплекса мер в 2011 году и Комплекса мер в 2012 году были оснащены полным комплектом современного учебно-лабораторного и другого оборудования. Это позволило сократить количество смен в общеобразовательных учреждениях и количество малокомплектных школ, а также увеличить долю детей, обучающихся в современных условиях.
В качестве социальных эффектов реализации Комплекса мер в 2011 году и Комплекса мер в 2012 году необходимо отметить:
на 30 проц. возросла доля учащихся, которые обучаются в учреждениях, обеспеченных современным учебно-лабораторным оборудованием;
все общеобразовательные школы-интернаты обеспечены современным столовым оборудованием;
подвозом до образовательного учреждения обеспечены 90 проц. учащихся от общего числа нуждающихся и проживающих на территории, где с учетом соблюдения безопасности возможно организовать подвоз;
в республике функционируют 22 государственные общеобразовательные школы-интерната, в том числе с углубленным изучением естественных, гуманитарных и точных наук, а также школы-интернаты с музыкальным и спортивным уклонами. Капитальный ремонт всех этих учреждений, а также полное обновление учебно-материальной базы позволили создать комфортные условия для обучения способных детей со всей республики;
за два года по новому федеральному государственному образовательному стандарту стали обучаться учащиеся первых и вторых классов, началось пробное внедрение нового стандарта основного общего образования в пятых классах. Все эти учащиеся были обеспечены бесплатными комплектами учебников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, что стало существенной поддержкой для родителей, учитывая значительную долю детей из малообеспеченных семей в сельской местности.

3. Меры по модернизации общего образования
в Республике Дагестан в 2013 году

Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Республике Дагестан в 2013 году (далее - Комплекс мер в 2013 году) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования".
Координацию деятельности по реализации Комплекса мер в 2013 году будет осуществлять Межведомственный совет по реализации проекта модернизации системы общего образования в Республике Дагестан, оператор Комплекса мер в 2013 году - рабочая группа Министерства образования и науки Республики Дагестан.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений уже с 1 января 2013 года доведена до прогнозного уровня средней заработной платы по Республике Дагестан, кроме того, с 1 января текущего года увеличена средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. В республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год, несмотря на его высокую дотационность, предусмотрены дополнительные средства в размере 2472,2 млн. руб. на увеличение заработной платы вышеуказанных категорий работников.
Продолжится также работа в части организации повышения квалификации руководителей и учителей общеобразовательных учреждений. На эти цели, помимо средств из федерального бюджета, будут направлены средства из республиканского бюджета в рамках мероприятий республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015 годы". В 2013 году около 6000 педагогических работников пройдут повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Учащиеся первых, вторых и третьих классов будут обучаться по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, кроме того, будет продолжен эксперимент по реализации федеральных государственных образовательных стандартов основной школы в пятых и шестых классах.

Планируемые показатели
результативности предоставления субсидии
Республике Дагестан на конец 2013 года


№ Наименование показателя результативности Значения показателя
предоставления субсидии результативности
предоставления
субсидии в 2013 году

1 2 3

1. Соотношение среднемесячной годовой заработной 100,0
платы педагогических работников Республики
Дагестан за 2013 год и среднемесячной годовой
заработной платы работников в целом по
экономике Республики Дагестан за аналогичный
период (процентов)

2. Доля школьников, обучающихся по федеральным 30,2
государственным образовательным стандартам, в
общей численности школьников (процентов):

2.1. Начальное общее образование (процентов) 75,0

2.2. Основное общее образование (процентов) 0,3

2.3. Среднее полное общее образование (процентов) 0

3. Доля учителей, получивших в установленном 22,5
порядке первую и высшую квалификационные
категории и подтверждение соответствия
занимаемой должности, в общей численности
учителей (процентов)

4. Доля руководителей и учителей 61,9
общеобразовательных учреждений, прошедших
повышение квалификации и (или) профессиональную
переподготовку для работы в соответствии с
федеральными государственными образовательными
стандартами, в общей численности руководителей
и учителей общеобразовательных учреждений
(процентов)

5. Доля общеобразовательных учреждений, 6
осуществляющих дистанционное обучение
обучающихся, в общей численности
общеобразовательных учреждений (процентов)

6. Динамика снижения потребления по всем видам положительная
топливно-энергетических ресурсов


Распределение выделенных из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан средств на реализацию Комплекса мер в 2013 году осуществлялось исходя из принципов достижения запланированных показателей результативности предоставления субсидии. При этом был проведен подробный анализ результатов, достигнутых за предыдущие годы реализации проекта в республике.

Объемы финансирования Комплекса мер в 2013 году


№ Наименование мероприятия Всего В том числе

федераль- бюджет Республики Дагестан
ный бюджет
(субсидия) всего респуб- местные внебюд-
ликан- бюджеты жетные
ский источ-
бюджет ники

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Приобретение оборудования, 1066997,70 1066997,70 0,00 0,00 0,00 0,00
в том числе:

1.1. Учебно-лабораторное 574576,00 574576,00 0,00 0,00 0,00 0,00
оборудование

1.2. Учебно-производственное 55135,40 55135,40 0,00 0,00 0,00 0,00
оборудование

1.3. Спортивное оборудование 86849,50 86849,50 0,00 0,00 0,00 0,00
для общеобразовательных
учреждений

1.4. Спортивный инвентарь для 6578,80 6578,80 0,00 0,00 0,00 0,00
общеобразовательных
учреждений

1.5. Компьютерное оборудование 201389,90 201389,90 0,00 0,00 0,00 0,00

1.6. Оборудование для 15000,00 15000,00 0,00 0,00 0,00 0,00
организации медицинского
обслуживания обучающихся

1.7. Оборудование для школьных 123833,80 123833,80 0,00 0,00 0,00 0,00
столовых

1.8. Оборудование для 3634,30 3634,30 0,00 0,00 0,00 0,00
проведения государственной
(итоговой) аттестации
обучающихся

2. Приобретение транспортных 21500,00 21500,00 0,00 0,00 0,00 0,00
средств для перевозки
обучающихся

3. Пополнение фондов школьных 254900,00 254900,00 0,00 0,00 0,00 0,00
библиотек

4. Развитие школьной 148271,70 148271,70 0,00 0,00 0,00 0,00
инфраструктуры (текущий
ремонт с целью обеспечения
выполнения требований к
санитарно-бытовым условиям
и охране здоровья
обучающихся, а также с
целью подготовки помещений
для установки
оборудования)

5. Повышение квалификации, 56572,70 49530,70 7042,00 7042,00 0,00 0,00
профессиональная
переподготовка
руководителей
общеобразовательных
учреждений и учителей

6. Модернизация 105651,80 105651,80 0,00 0,00 0,00 0,00
общеобразовательных
учреждений путем
организации в них
дистанционного обучения
для обучающихся,
в том числе:

6.1. Увеличение пропускной 71155,00 71155,00 0,00 0,00 0,00 0,00
способности и оплата
интернет-трафика

6.2. Обновление программного 34496,80 34496,80 0,00 0,00 0,00 0,00
обеспечения и приобретение
электронных
образовательных ресурсов

7. Осуществление мер, 22600,000 22600,00 0,00 0,00 0,00 0,00
направленных на
энергосбережение в системе
общего образования

8. Проведение капитального 378317,100 282618,10 95699,00 95699,00 0,00 0,00
ремонта зданий
общеобразовательных
учреждений

9. Проведение реконструкции 0,000 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
зданий общеобразовательных
учреждений

2054811,0 1952070,0 102741,0 102741,0 0,00 0,00


Обоснование распределения средств по мероприятиям Комплекса мер в 2013 году (основные подходы):
согласно данным мониторинга "Наша новая школа", а также анализа, проводимого Министерством образования и науки Республики Дагестан, доля учащихся, обеспеченных современным учебно-лабораторным оборудованием, составляет около 70 процентов. В связи с этим большую часть средств в 2013 году планируется направить на приобретение оборудования. Особое внимание при этом будет уделено начальным школам;
продолжится работа по организации дистанционного обучения и на его базе - профильного образования старшеклассников как приоритетного направления по повышению уровня образования в сельской местности. Особое внимание здесь будет уделено скорости передачи данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в учреждениях. В 2013 году долю учреждений, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со скоростью не менее 2 Мб/с, планируется довести до 30 проц., в остальных учреждениях, за исключением малокомплектных школ, скорость передачи данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" составит не менее 1 Мб/с, а в труднодоступных районах, где подключение к сети осуществляется через спутниковые каналы, - не менее 512 Кб/с;
как и в прошлые годы, на 100 проц. будут обеспечены бесплатными учебниками все учащиеся, которые перейдут на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (в республике насчитывается 111 тыс. учащихся). В целом с учетом имеющихся фондов школьных библиотек бесплатными учебниками будут обеспечены все учащиеся;
учитывая, что в республике свыше 40 проц. учреждений нуждается в капитальном ремонте, 15 проц. субсидии планируется направить на капитальный ремонт, что позволит на 14 проц. сократить количество общеобразовательных учреждений, нуждающихся в капитальном ремонте;
средства, предусмотренные на проведение мероприятий по повышению квалификации, позволят довести до 100 проц. долю учителей начальной школы, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Для привлечения молодых учителей в общеобразовательные учреждения республики применяются следующие меры:
с 25 проц. до 50 проц. будет увеличен повышающий коэффициент к должностному окладу для молодого специалиста в первые 3 года работы (для сравнения: на 1 января 2011 года соответствующий повышающий коэффициент составлял 15 проц.);
в целях привлечения в сельские школы молодых специалистов республиканской целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 апреля 2004 г. № 114, установлены порядок и условия предоставления и использования субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность. Кроме того, в республике реализуется программа обеспечения жильем молодых семей, согласно которой первоочередным правом на получение жилья пользуются молодые учителя, работающие в сельской местности;
в последние годы активно развивается поддержка молодых специалистов более опытными педагогами (наставничество). При этом во многих образовательных учреждениях локальными актами предусмотрены стимулирующие выплаты за работу с молодыми учителями;
республиканской целевой программой "Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015 годы" предусматривается адресная поддержка молодых специалистов, поступивших на работу в образовательные учреждения, расположенные в сельских поселениях Республики Дагестан;
по рекомендациям Министерства образования и науки Республики Дагестан учебное (мультимедийное) оборудование для начальных классов, выделенное школам в рамках реализации Комплекса мер в 2011 году и Комплекса мер в 2012 году, устанавливается в кабинеты, где обучение ведут молодые учителя.
Попытки ввести нормативное подушевое финансирование в общеобразовательных учреждениях в республике были предприняты еще в 2008 году. Однако финансовые средства доводятся по нормативам только до муниципальных образований, в дальнейшем механизм доведения средств до общеобразовательных учреждений до сих пор не отлажен. Определенные проблемы возникают также из-за большого количества школ в сельской местности с небольшим контингентом обучающихся. Здесь возникают риски, связанные с возможностью существенного сокращения финансирования в этих учреждениях (такие примеры уже были при переходе на нормы Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"). В 2013 году с учетом возникавших ранее проблем планируется завершить переход на нормативное подушевое финансирование в общеобразовательных учреждениях, за исключением малокомплектных школ.
Новая система оплаты труда введена в общеобразовательных учреждениях республики с 1 сентября 2009 года. Применяемая в республике система оплаты труда отличается от системы, действующей на основе единой тарифной сетки: она базируется на определении должностного оклада с учетом повышающих коэффициентов. При этом за два последних года удалось довести долю стимулирующей части педагогических работников школ с 15 проц. до 33 проц., что позволяет установить зависимость заработной платы педагогических работников от интенсивности труда и качества их работы. Необходимо отметить, что в 2013 году планируется внести изменения в систему оплаты труда в целях регламентирования учета в базовой и стимулирующей части оплаты труда, учитывающие в том числе индивидуальную работу с детьми и родителями, применение учителем инструментов оценки прогресса детей, использование учителем современных технологий преподавания.
В 2013 году будут предприняты необходимые меры для дальнейшего развития открытой, конкурентной, персонифицированной модели повышения квалификации педагогических и управленческих кадров. Все участники сетевой модели повышения квалификации будут обязаны внедрять модульное построение программ повышения квалификации с возможностью выбора педагогом той или иной образовательной траектории и использовать персонифицированную модель повышения квалификации, которую активно применял в последние годы Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров. Особое внимание планируется уделить обучению педагогов применению современных технологий, компьютерного оборудования для достижения задач федеральных государственных образовательных стандартов, в ходе реализации задач планируется вдвое увеличить численность педагогов, проходящих повышение квалификации в форме командных курсов. Командные курсы хорошо зарекомендовали себя с точки зрения эффективности и позитивно восприняты педагогическим сообществом республики.
В 2013 году во всех школах, реализующих программу начального общего образования, будут созданы условия для использования в образовательном процессе мультимедийного оборудования. В целях сохранения и развития родных языков как основы национальной культуры в начальной школе будут использоваться электронные образовательные ресурсы, видеокурсы на национальных языках. Это позволит обеспечить необходимые условия для качественного преподавания родных языков в школах с многонациональным составом учащихся.
Особое внимание будет уделено поставке учебников на родных языках, а также учебников на русском языке для национальных школ. Дагестанским научно-исследовательским институтом педагогики им. А.А.Тахо-Годи разработаны дополнения к примерным основным образовательным программам начального (общего) образования в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей, доработаны учебники родных языков для первого класса с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов.
К концу 2013 года во всех общеобразовательных учреждениях будет обновлен компьютерный парк кабинетов информатики. Кроме того, предусмотрено обеспечить каждую школу, за исключением малокомплектных школ, интерактивной доской.
Реализация Комплекса мер в 2013 году позволит завершить начатую работу по созданию в каждом муниципальном образовании базового (опорного) общеобразовательного учреждения, в котором будут реализованы все мероприятия Комплекса мер в 2013 году. На базе этих учреждений будут созданы площадки для работы с одаренными детьми, а также условия для организации обучения в дистанционной форме.
Кроме того, подвозом до образовательного учреждения будут обеспечены все учащиеся от общего числа нуждающихся и проживающих на территории, где с учетом соблюдения безопасности возможно организовать подвоз.
В рамках национального проекта "Образование" при Министерстве образования и науки Республики Дагестан создано государственное казенное образовательное учреждение Республики Дагестан "Республиканский центр дистанционного обучения детей-инвалидов".
В настоящее время организовано обучение 704 детей-инвалидов. Проводится работа, направленная на создание условий для обучения в дистанционной форме этой категории детей, завершающих изучение школьной программы, в средних специальных и высших учебных заведениях.

4. Основные направления модернизации общего образования
в Республике Дагестан до 2020 года

Республиканской целевой программой "Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015 годы" и Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года № 38, определены основные направления развития системы образования в республике.
Республика Дагестан остро нуждается в развитии материально-технической базы общеобразовательных учреждений и инфраструктуры сферы образования, а также в повышении качества образовательных услуг в соответствии с требованиями современной экономики и обеспечении доступности передового образования для населения республики.
В связи с этим одним из приоритетных направлений является строительство и реконструкция образовательных учреждений всех уровней с целью внедрения к 2020 году федеральных государственных образовательных стандартов на всех ступенях образования.
К 2020 году все учащиеся 1-10 классов будут обучаться по федеральным государственным образовательным стандартам, для чего соответствующие условия планируется создать во всех общеобразовательных учреждениях. Все удаленные сельские школы должны получить возможность организации дистанционного и профильного образования своих учащихся. В 2013 году планируется разработать проект республиканской целевой программы развития образования до 2020 года, которая позволит обеспечить реализацию вышеназванных задач.
Учитывая имеющиеся проблемы с обеспеченностью учащихся местами в школах республики, в рамках инвестиционных программ до 2025 года в республике планируется строительство средних общеобразовательных учреждений на 195491 ученическое место во всех муниципальных образованиях. Кроме того, до 2020 года предусмотрено осуществить капитальный ремонт всех нуждающихся в этом общеобразовательных учреждений.
На развитие системы образования республики до 2020 года планируется направить значительный объем средств. В связи с этим приоритетным для нас является создание системы оценки качества образования, направленной на адекватную и гласную оценку результатов работы образовательных учреждений, которая предполагает также расширение общественного участия в управлении образованием.





Приложение № 1
к Комплексу мер по модернизации системы
общего образования в Республике Дагестан
в 2013 году и на период до 2020 года

ПЛАН-ГРАФИК
ПОВЫШЕНИЯ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В 2013 ГОДУ


Наименование показателя I II III IV
квартал квартал квартал квартал

Размер фонда оплаты труда 2263553 2263553 2263553 2399366
педагогических работников
общеобразовательных учреждений
Республики Дагестан, тысяч рублей

Процент увеличения фонда оплаты 35 0 0 6
труда педагогических работников
общеобразовательных учреждений
Республики Дагестан по отношению
к его значению в предыдущем
квартале






Приложение № 2
к Комплексу мер по модернизации системы
общего образования в Республике Дагестан
в 2013 году и на период до 2020 года

ПЛАН-ГРАФИК
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
В 2013 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Наименование мероприятия Срок реализации мероприятия Наименование органа
исполнительной власти
I II III IV Республики Дагестан,
квартал квартал квартал квартал ответственного за
2013 года 2013 года 2013 года 2013 года реализацию
мероприятия

1 2 3 4 5 6

Заключение соглашения между февраль - - - Министерство
Министерством образования и образования и науки
науки Российской Федерации Республики Дагестан,
и Правительством Республики Министерство финансов
Дагестан о предоставлении Республики Дагестан,
субсидии из федерального Министерство юстиции
бюджета бюджету Республики Республики Дагестан
Дагестан на модернизацию
региональной системы общего
образования

Заседание Межведомственного 20 21 мая 27 30 ноября Министерство
совета по реализации февраля августа образования и науки
проекта модернизации Республики Дагестан
системы общего образования
в Республике Дагестан

Разработка детальных планов до 1 - - - Министерство
изменений школьной сети, марта образования и науки
создания базовых школ Республики Дагестан

Мониторинг закупаемого до 1 - - - Министерство
оборудования (наименование марта образования и науки
и количество) Республики Дагестан

Процедура проведения март апрель - - - Министерство
конкурсных торгов июнь образования и науки
Республики Дагестан,
Министерство
экономики Республики
Дагестан

Поставка оборудования в - - сентябрь до 1 Министерство
общеобразовательные ноября образования и науки
учреждения Республики Дагестан

Повышение оплаты труда всех - - август - Министерство финансов
педагогических работников, Республики Дагестан,
в том числе учителей. Министерство
Внесение соответствующих образования и науки
изменений в нормативные Республики Дагестан
правовые акты

Внесение изменений в - - сентябрь - Министерство
постановление Правительства образования и науки
Республики Дагестан от Республики Дагестан
8 октября 2009 г. № 345,
касающихся повышения
заработной платы
педагогических работников

Организация повышения - апрель сентябрь октябрь - Министерство
квалификации учителей за ноябрь образования и науки
пределами республики Республики Дагестан

Выезд в муниципальные - - сентябрь ноябрь Министерство
образования с целью образования и науки
контроля выплаты заработной Республики Дагестан,
платы в повышенном размере Министерство финансов
Республики Дагестан

Совещания с главами апрель июль сентябрь декабрь Министерство
муниципальных образований образования и науки
по вопросам реализации Республики Дагестан
проекта модернизации
системы общего образования
в Республике Дагестан на
местах

Проведение круглых столов с регулярно регулярно регулярно регулярно Министерство
привлечением профсоюзов и образования и науки
педагогической Республики Дагестан
общественности

Аналитические совещания по - - - ноябрь Министерство
вопросам реализации образования и науки
Комплекса мер по Республики Дагестан,
модернизации системы общего Министерство финансов
образования в Республике Республики Дагестан
Дагестан в 2013 году с
участием федеральных
экспертов



------------------------------------------------------------------